Структура справочника
Договоры
Дополнительные ограничения
Вопросы к главе
 

Структура справочника

Клиентами могут быть

  • Физические лица
  • Юридические лица (ООО, ЗАО, ОАО)
  • Индивидуальные предприниматели

Вопрос: кто наши клиенты, а если возможны все варианты, то кто чаще?

Почему возникает такой вопрос. Если наши клиенты только физические лица, или только юридические лица и индивидуальные предприниматели, то правильно указав настройку пользователя Основной вид клиента (юр. или физ. лицо) мы значительно сократим время на ввод нового клиента. Программа сама будет подставлять нужный вид. Если у нас могут быть клиенты разного вида, то ставим тот вид, которых больше. Если юридические лица или индивидуальные предприниматели, то ставим вариант Юридические лица.

 

Вопрос: какова будет иерархия справочника?

Совет: Как правило вполне устраивает вариант с двумя уровнями. На верхнем уровне группы Физические лица, Юридические лица. На втором уровне – сами клиенты. Если есть только физические лица, то возможен вариант, когда групп нет, а есть просто список клиентов.

 

Вопрос: как именовать клиентов?

Следующий вопрос как именовать клиентов. С физическими лицами все просто, вводим ФИО в наименование и в полное наименование. С юридическими сложнее и часто это приводит к бардаку в справочнике. Возможные варианты:

ООО «Спутник»

Спутник

Спутник, ООО

Какие-то еще варианты…

Если начинают вводить разные пользователи без четких указаний, то получается разнобой. Мы считаем, что должен быть единый корпоративный стандарт ввода клиентов.

Совет: Для клиентов – физических лиц в наименования и полные наименования пишите ФИО. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в наименовании пишите без кавычек наименование и через запятую сокращенно организационно-правовую форму: Спутник, ООО, Кочев А.В., ИП. В полном наименовании пишите организационно-правовую форму  и наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Спутник», Индивидуальный предприниматель Кочев Андрей Валентинович. Такой вариант ввода обеспечит возможность быстрого ввода по наименованию. Список клиентов будет выглядеть отсортированным по наименованию.

 

Договоры

Поговорим про договоры с клиентами. Этот разговор будет не про те договоры, которые мы обязаны печатать при заключении сделки. Вопрос касается взаимных расчетов и только их.

Взаиморасчеты, долги клиентов или наши долги мы можем считать общими суммами, а можем в разрезе договоров. Сравните два варианта:

- Клиент Иванов И.И. должен нам 3 000 рублей.

- По договору продажи клиент Иванов должен 5 000 рублей, а по договору аренды мы ему должны 2 000 рублей.

Итог один, но во втором варианте мы ведем остатки взаимных расчетов в разрезе дополнительных объектов – Договоры с клиентами.

Если мы будем вести учет в разрезе договоров, то в каждом документе мы должны будем указывать не только клиента, но и договор. Отчеты по взаиморасчетам будут формироваться с разворотом по договорам. Закрываться взаиморасчеты будут так же по договорам. Это может добавить хлопот по работе с документами. По возможности, следует избегать такого варианта работы.

Вопрос: будете ли вы вести взаиморасчеты в разрезе договоров?

Совет: учет в разрезе договоров может понадобиться если:

  • Предполагается выгрузка в бухгалтерскую программу;
  • Ведутся различные виды деятельности: сдача в аренду, реализация товаров.

Если у вас просто аренда, вы работаете на основании патента (простая сдача отчетности), то включив использование договоров вы, скорее всего, без всякой надобности усложните себе жизнь.

 

Дополнительные ограничения

Представьте, что ваш клиент – человек не порядочный, причинил какой-то ущерб вам или вашим партнерам, коллегам. Предпочтительная реакция для вас – полная предоплата и залог, или даже отказ от работы с ним. Теперь представьте, что таких людей в вашей базе не один-два. Как работать вашему новому менеджеру, который не знает всех таких клиентов?

В программе существует механизм, позволяющий автоматически предупредить или запретить работу сотрудникам с такими клиентами.

Вопрос: будут ли использоваться дополнительные ограничения на работу с клиентами?

 

Вопросы к главе

Кто наши клиенты? Кто чаще?

Какова будет иерархия справочника?

Каков будет стандарт именования клиентов?

Будете ли вы вести взаиморасчеты в разрезе договоров?

Будете ли использоваться дополнительные ограничения на работу с клиентами?

 
Наверх